Чему обучают ребёнка в детском саду
Образовательная деятельность в детском саду осуществляется на основе утвержденной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ № 8.
Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ № 8 (далее – Программа) сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (базовые объем, содержание и планируемые результаты освоения Программы).
Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО) и Федеральной образовательной программой дошкольного образования (далее – ФОП ДО), а также с учетом других нормативных документов федерального, краевого, городского уровней, документов ДОУ, которые содержат обязательные требования к условиям организации дошкольного образования.
Программа является нормативным документом и обязательна к исполнению. Реализация программы осуществляется в группах общеразвивающей направленности и предусматривает особенности ее реализации для детей различных целевых групп: детей, испытывающих трудности в обучении, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с отклонениями в поведении, детей с ОВЗ, одаренных детей и др.
Целью Программы является разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Программа базируется на основополагающих принципах дошкольной педагогики и психологии. Сформирована с учетом основных принципов дошкольного образования.
Программа состоит из 2-х частей:
- обязательной части, которая соответствует ФОП ДО и составляет не менее 60% от общего объема,
- части, формируемой участниками образовательных отношений, составляющей не более 40%, и ориентированной на специфику социокультурных условий города Красноярска и Красноярского края, сложившиеся традиции и успешные практики ДОУ.
Программа включает целевой, содержательный и организационный разделы.
В целевом разделе Программы представлены: цели, задачи, принципы ее формирования; планируемые результаты освоения программы в раннем и дошкольном возрасте, а также на этапе завершения освоения программы.
Содержательный раздел Программы ДОУ включает задачи и содержание образовательной деятельности по каждой из образовательных областей (социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития) с учетом регионального компонента; взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников; направления и задачи коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.
В содержательный раздел Программы входит Рабочая программа воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, к традициям и ценностям малой родины.
Организационный раздел Программы включает описание различных условий ее реализации: психолого-педагогических, кадровых, материально-техническое обеспечение, организации развивающей предметно-пространственной среды и других.
Решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности воспитанников, с использованием различных современных технологий. Основными формами организации работы с детьми являются: игра, общение со сверстниками и взрослыми, познавательные беседы, чтение художественной литературы, решение проблемных ситуаций, экскурсии, тематические и целевые прогулки, акции, квесты, проектная и исследовательская деятельность, экспериментирование, совместный труд, детско-взрослые выставки, создание альбомов, макетов, коллажей, творческие мастерские, различные формы музыкальной и двигательной активности и другие.
Планируемые результаты освоения Программы представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка дошкольного возраста на разных возрастных этапах и к завершению дошкольного образования.
Программа реализуется во взаимодействии с семьями детей, строящемся на основе доверия, диалога, партнерства. Родители (законные представители) имеют права:
- быть в полной мере информированными о жизни и деятельности ребенка в детском саду, его успехах и достижениях;
- получать необходимую психолого-педагогическую поддержку в вопросах развития и воспитания, охраны и укрепления здоровья ребенка;
- вносить вклад в реализацию Программы: участвовать в планировании и проектировании образовательной деятельности и предметно- пространственной среды, педагогических мероприятиях и событиях;
- выражать мнение по поводу удовлетворенности качеством и содержанием образования детей в детском саду;
- инициировать вариативные формы, содержание образования детей.
Взаимодействие с семьями детей осуществляется посредством:
- информационной поддержки семей (информирование о реализуемых в ДОУ образовательных программах дошкольного образования; содержании образования детей; жизнедеятельности ребенка в ДОУ; достижениях, успехах ребенка);
- психолого-педагогической поддержки семей (в вопросах воспитания и развития ребенка; в вопросах охраны и укрепления здоровья ребенка);
- вовлечения в процесс реализации Программы (в планирование образовательной деятельности; в модернизацию и обогащение предметно-пространственной среды ДОУ; в подготовку и проведение педагогических мероприятий; в оценку условий и качества реализации Программы; в инициирование предложений по улучшению условий и качества реализации Программы).
Программа воспитания предусматривает приобщение детей к традиционным ценностям российского общества - жизнь, здоровье, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, крепкая семья, сотрудничество, созидательный труд, культура, красота, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России и др.
ФОП ДО размещена на официальном интернет портале правовой информации. Приказ Министерства просвещения РФ от 25.11.2022 № 1028 Официальное опубликование правовых актов http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044
Педагогическая технология «Клубный час» заключается в том, что дети могут в течение одного часа перемещаться по всему зданию детского сада, соблюдая определённые правила, и по звонку колокольчика возвращаются в группу.
Основная цель – поддержка детской инициативы.
Основные задачи «Клубного часа»:
• воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;
• развивать умения ориентироваться в пространстве;
• воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим;
• развивать умения проявлять инициативу в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;
• развивать умения планировать свои действия и оценивать их результаты;
• развивать умения вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;
• развивать стремление выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;
• развивать умения решать спорные вопросы и улаживать конфликты;
• поощрять попытки ребёнка осознанно делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями
Данную технологию мы используем первый год. Она не требует длительной и сложной переподготовки воспитателей, а требует желание педагогического коллектива заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства.
Клубный час мы проводим 1 раз в месяц, практикуем проводить по пятницам. Может проводиться в различных формах: как образовательная деятельность в утренние часы, как деятельность в группах по интересам в вечернее время.
Мы знаем, что каждый вид деятельности способствует развитию и проявлению определенной сферы инициативы. И то, что во всех видах детской деятельности в той или иной мере задействованы разные сферы инициативы.
В чём проявляется инициатива?
Можно выделить следующие типы «Клубного часа»:
• свободный. Впервые дети оказались не гостями, а хозяевами детского сада. Они самостоятельно перемещались по всей территории детского сада и самостоятельно организовывали разновозрастное общение по интересам.
– коммуникативная инициатива
Дети включаются во взаимодействие с другими детьми и взрослыми, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи. Легко поддерживают диалог на отвлеченную тему; поддерживают взаимодействие с партнерами
– познавательная инициатива – любознательность
Дети задают вопросы (как? почему? зачем, рассуждают; проявляют интерес к познавательной литературе и т. д.
– творческая инициатива
Детям предоставляется возможность выбора в процессе игры (вида игры, сюжета, роли, партнёра, игрушек и т. д. В игре дети импровизируют, придумывают сюжеты, меняются ролями, совмещают роли и самое главное игру детей не регламентируют.
• тематический. В этом случае «Клубный час» включён в ситуацию недельного проекта.
– инициатива как целеполагание и волевое усилие
Дети включаются в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструирование, где перед собой обозначают конкретную цель, удерживают ее во время работы; стремятся достичь хорошего качества, демонстрируют конечный результат.
– познавательная инициатива – любознательность
Дети включаются в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность. проявляют интерес к познавательной литературе и т. д.
– коммуникативная инициатива
Задают вопросы (как? почему? зачем, используют простые рассуждения (потому что); выражают своё мнение, предлагают свои варианты решений проблемных ситуаций.
• деятельностный. В основу этого типа «клубного часа» положено самоопределение ребёнка в выборе различных видов деятельности. Например, в физкультурном зале проходят подвижные игры, в музыкальном – спектакль, танцы и т. д., в группе – продуктивная деятельность и т. д.
– творческая инициатива
Детям предоставляется право свободного выбора деятельности
– коммуникативная инициатива
Дети включаются во взаимодействие со сверстниками, поддерживают диалог на конкретную тему; поддерживают взаимодействие с партнерами.
- двигательная инициатива
Дети проявляют интерес к двигательной активности. Не жалуется на физическую усталость.
• творческий. Дети подготовительной к школе группы сами организуют всю деятельность во время «Клубного часа» для всех детей.
Во время «Клубного часа» удачно внедряем такую технологию как «Дети-волонтёры». Дети с удовольствием играют с малышами в сюжетно-ролевые игры, импровизируют с музыкальными инструментами, разучивают песни, показывают сказки.
После завершения «Клубного часа» все дети-участники собираются в группе, садятся в«Рефлексивный круг», выкладывают перед собой кружки и начинается обсуждение, где каждому задаются вопросы:
- Где ты был?
- Что тебе запомнилось?
- Хочешь ли ты ещё раз туда пойти, почему?
- Планировал ли ты перед «Клубным часом» куда-то пойти? Смог ли ты это осуществить, и если нет, то почему?
- Удавалось ли соблюдать правила, если нет, то почему?
После проведения каждого мероприятия мы с воспитателями обмениваемся мнениями:
- что делали дети, приходя на его территорию, что было особенного в поведении детей;
- как реагировали дети, когда к ним приходили гости;
- соблюдали ли дети правила, и что мешало им их соблюдать, были ли конфликты;
- на что обратить внимание, какие задачи необходимо решать на следующем «Клубном часе».
Опыт показал, что детям очень нравится «Клубный час». Они с нетерпением ждут его начала. Просят родителей обязательно отвести их в детский сад в день его проведения. Родители к «Клубному часу» изначально отнеслись спокойно. И сейчас, видя реакцию своих детей и очевидную пользу для детского развития, заинтересованно относятся к данному мероприятию.
Данная технология позволяет зафиксировать следующие изменения у детей:
- дети познакомились с большинством детей сада;
- освоили нормы и правила общения друг с другом и со взрослыми;
- дети умеют коллективно трудиться и получают от этого удовольствие;
- дети стали отзывчивее друг к другу;
- дисциплинирует детей;
- способны к саморегуляции своего поведения;
- способны осуществлять самооценку своих действий.
https://vk.com/wall-211979018_1738