Доступная среда

Особенности условий для работы с особыми категориями детей.

По своим основным задачам воспитательная работа в МБДОУ № 8 не зависит от наличия (отсутствия) у ребёнка особых образовательных потребностей.

В основе процесса воспитания детей лежат традиционные ценности российского общества. В детском саду создаются условия воспитания для отдельных категорий обучающихся, имеющих особые образовательные потребности: дети с инвалидностью, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети из социально уязвимых групп (дети из семей мигрантов, дети с ослабленным здоровьем и так далее), одаренные дети и другие категории.

Инклюзия подразумевает готовность образовательной системы принять любого ребёнка независимо от его особенностей (психофизиологических, социальных, психологических, этнокультурных, национальных, религиозных и других) и по возможности обеспечить ему социальную ситуацию развития.

Программа воспитания предполагает создание следующих условий, обеспечивающих достижение целевых ориентиров в работе с особыми категориями детей:

  • направленное на формирование личности взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребёнку с особыми образовательными потребностями предоставляется возможность выбора деятельности, партнера и средств; учитываются особенности деятельности, средств её реализации, ограниченный объем личного опыта детей особых категорий;
  • формирование игры как важнейшего фактора воспитания и развития ребёнка с особыми образовательными потребностями, с учётом необходимости развития личности ребёнка, создание условий для самоопределения и социализации детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения;
  • создание воспитывающей среды, способствующей личностному развитию особой категории дошкольников, их позитивной социализации, сохранению их индивидуальности, охране и укреплению их здоровья и эмоционального благополучия;
  • доступность воспитательных мероприятий, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности с учётом особенностей развития и образовательных потребностей ребёнка; речь идет не только о физической доступности, но и об интеллектуальной, когда созданные условия воспитания и применяемые правила должны быть понятны ребёнку с особыми образовательными потребностями;
  • участие семьи как необходимое условие для полноценного воспитания ребёнка дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.

Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)

Специально оборудованные учебные кабинеты

В МБДОУ № 8 для работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами нет специально оборудованных кабинетов.

Дети с небольшими отклонениями могут пользовться на общих основаниях всеми ресурсами, которыми располагает образовательное учреждение:  групповые ячейки (комнаты), которые оснащены детской мебелью, а также оборудованные кабинеты (залы) для работы педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре.

Объекты для проведения практических занятий

Кабинет педагога – психолога

Педагог-психолог в кабинете проводит индивидуальные и подгрупповые развивающие и коррекционные занятия по развитию познавательной и эмоциональной сфер развития воспитанников, коррекцию отклонений в развитии, диагностику психологической готовности ребенка к обучению в школе и консультации для родителей (законных представителей).   

Деятельность педагога-психолога направлена на создание условий, способствующих охране психического здоровья детей, в том числе с особыми потребностями, обеспечению их эмоционального благополучия, успешной социализации, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка. 

Другие, специально оборудованные объекты для проведения практических занятий для инвалидов и лиц с ОВЗ  тяжелой степени, отсутствуют.  

Библиотека

В детском саду имеются мобильные библиотеки для воспитанников и педагогических работников, в том числе для использования инвалидами и лицами с ОВЗ с легкой и средней степенью. 

В каждой возрастной группе в свободном доступе детей оформлены книжные уголки - детские библиотеки, которые могут иметь разные названия: «Книжкин дом», «Наша библиотека», «Центр книги» и др.

В межлестничном пространстве МБДОУ № 8 в месте общего пользования оформлена площадка буккроссинга, дающая возможность детям свободного пользования и обмена детской литературой. Главный принцип работы в буккроссинге – «прочитал – передай другому».

На участке детского сада оборудована площадка «Литературная кормушка», где организуется деятельность по восприятию детьми художественной литературы, проведению литературных гостиных, чтению стихотворений наизусть, творческой деятельности детей в уютной непринужденной обстановке на участке МБДОУ.

Спортивные объекты

Спортивные объекты, специально приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ отсутствуют.

Средства обучения и воспитания

Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в МБДОУ оборудованием. 

В МБДОУ имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

*мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук);

*музыкальные центры;

*магнитно-маркерные доски;

*портативная колонка;

*тактильные средства обучения для организации коррекционно-развивающих занятий.

Во время проведения занятий с инвалидами и лицами с ОВЗ могут применяться мультимедийные средства, оргтехника и иные средства для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями. Имеются электронные УМК, проводится подбор и разработка методических материалов в печатных и электронных формах, адаптированных к ограничениям их здоровья. Имеется возможность дистанционного обучения детей инвалидов и лиц с ОВЗ через программу Skype. 

Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют.

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

Специальный доступ в здание МБДОУ № 8 инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется через отдельный вход в здание ОО приспособленный для лиц с ОВЗ, инвалидов (отмечен специальным знаком и звонком), имеется дублирование надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.

Конструктивные особенности здания МБДОУ № 8 не предусматривают наличие специально оборудованных санитарно-гигиенических помещений в организации и приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ):

  • пандусов/подъемных платформ;
  • адаптированных лифтов, поручней, расширенных дверных проемов;
  • сменных кресел-колясок.

Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют. МБДОУ № 8 не имеет возможности предоставления инвалидам по слуху (слуху и зрению) услуг сурдопереводчика (тифлосурдопереводчика).

Специальные условия питания

В МБДОУ № 8 осуществляет питание детей в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3/2.4.3590-20. В учреждении организовано сбалансированное пятиразовое питание в соответствии с примерным 10-дневным меню.

В МБДОУ возможна разработка меню с учетом особенностей воспитанников.

Для организации горячего питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, способных самостоятельно или с небольшой помощью взрослых, принимать пищу, в каждой групповой ячейке имеется территория для приема пищи на установленное количество посадочных мест.

Специальные условия охраны здоровья

Медицинское обслуживание детей, в т.ч. детей с ОВЗ небольшой и средней тяжести в детском саду осуществляет медицинская сестра. 

В МБДОУ № 8 имеется помещение для работы медицинского персонала — медицинский кабинет, где проводятся профилактические осмотры, ставятся прививки. Кабинет соответствует санитарным требованиям, медицинская деятельность лицензирована. Заключен договор на осуществление медицинского обслуживания обучающихся. Диспансеризацией  охвачены все обучающиеся МБДОУ. Проводятся плановые осмотры обучающихся врачами-специалистами,  организуется работа по профилактике гриппа и ОРВИ, новой коронавирусной инфекции и др.

Доступ к информационным системам

Доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам предусматривается только в присутствии и сопровождении педагогических работников. 

Информационная база МБДОУ № 8 оснащена:

1.       Электронной почтой.

2.       Выходом в Интернет.

3.       Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет открыт для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

4.      Доступ к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям инвалидов по зрению и слуху, а также других категорий граждан с особенными возможностями здоровья, не ограниченных в передвижении, осуществляется в соответствии с "Правилами использования сети Интернет».

5.       На сайте ОО функционирует кнопка "для слабовидящих".

6.    Доступ к компьютеру с выходом в Интернет, при необходимости, возможен в кабинете образовательной организации, расположенном на первом этаже для лиц с ограниченными возможностями передвижения, т.к. по типовому проекту здания не предусмотрены пандусы, лифты и другие подобные средства.

Электронные образовательные ресурсы

 Специально приспособленные электронные образовательные ресурсы для использования детьми с ОВЗ и инвалидностью в МБДОУ № 8 отсутствуют.

Дети с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях.

Электронные образовательные ресурсы, доступные обучающимся в сопровождении взрослых, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: 

Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»

  • www.edu.ru - Информационный портал "Российское образование"
  • www.window.edu.ru - Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"
  • www.school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • www.fcior.edu.ru - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов 
  •  

    Интернет ресурсы для инвалидов:

  • http://invalid.ru/ Социальный сервер для инвалидов «Invalid.ru»
  • http://www.voi.ru/ Всероссийское общество инвалидов 
  • http://www.vos.org.ru/ Всероссийское общество слепых 
  • http://www.vog.su/ Всероссийское общество глухих 
  • http://www.diabet.ru/ Информация для больных диабетом «ДиаNet»
  • http://www.rgbs.ru/ Российская государственная библиотека для слепых
  • http://blood.ru/ Гематологический научный центр РАМН
  • http://www.downsideup.org/ «Даунсайд Ап» – помощь детям с синдромом Дауна
  • http://gaoordi.ru/ «ГАООРДИ» - ассоциация общественных объединений родителей детей-инвалидов
  • http://www.disability.ru/ «Disability.ru» - российский интернет-портал для инвалидов 
  • http://hepatit-c.narod.ru/ Российское общество больных гепатитом “С”
  • http://www.deafnet.ru/ информационный Сервер «Сеть глухих» ​​
     

Специальные технические средства обучения

В МБДОУ № 8 имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

*мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук);

*музыкальные центры;

*магнитно-маркерные доски;

*портативная колонка;

*тактильные средства обучения для организации коррекционно-развивающих занятий.

​​​​​​При проведении занятий в том числе с инвалидами и лицами с ОВЗ педагогами могут применяться мультимедийные средства, оргтехника и иные средства для повышения уровня восприятия учебной информации обучающихся. Имеются электронные УМК, проводится подбор и разработка методических материалов в печатных и электронных формах, адаптированных к ограничениям их здоровья. Имеется возможность дистанционного обучения детей инвалидов и лиц с ОВЗ через программу Skype. Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих, основаниях, в том числе с имеющимся в МБДОУ оборудованием. Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют.

Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

Общежитие и интернат на балансе МБДОУ № 8 отсутствуют.

Жилые помещения в общежитии, интернате

Жилых помещений (общежития, интерната) при МБДОУ № 8 не предусмотрено.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie